Инвестиционная привлекательность
Григорьевское сельское поселение обладает значительным градостроительным и рекреационным потенциалом: благоприятные природно-климатические условия и ландшафт, близость к основным туристско-рекреационным маршрутам Северского района создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного, туристко-рекреационного комплекса с привлекательной природной средой, лесными массивами. Имеются предпосылки для развития лесопромышленного комплекса.
В основу экономического и градостроительного развития территории поселения положена идея формирования конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной среды в поселении адекватной имеющемуся потенциалу.
Общей стратегической целью социально-экономического развития поселения является обеспечение повышения уровня и качества жизни населения, приток инвестиций в экономику муниципального образования, что обеспечит создание современных производств на его территории, развитие малого предпринимательства, а также увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Функциональный механизм реализации заключается в планировании и прогнозировании, определении направлений муниципального экономического развития;
Важнейшими факторами, влияющими на социально-экономическое развитие поселения, будут реализация инвестиционных проектов и их эффективное использование. Другим фактором будет являться складывающаяся демографическая ситуация. При реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» за счет прироста численности населения (прежде всего родившегося на территории района) и эффективного его вовлечения в экономику района (за счет повышения квалификации, профессионального обучения молодого населения и создания новых привлекательных рабочих мест) удастся переломить негативные тенденции сокращения населения.
Для обеспечения стабилизации и роста производства требуется дальнейшее углубление преобразований в сельскохозяйственном секторе. В этом случае необходимо сохранение и развитие жизнеспособных производств и активная реструктуризация предприятий и хозяйств, техническая и технологическая модернизация, создание благоприятных условий и для развития новых направлений хозяйственной деятельности путем привлечения современных технологий.
Рост экономики поселения зависит от увеличения инвестиций, в первую очередь, в курортно-рекреационном и жилищном секторах, а также за счет развития существующих сельскохозяйственных, производственных предприятий и субъектов малого предпринимательства. В условиях рыночной экономики подобные инвестиции поступают в основном из частного сектора.
Проектом рекомендуется проведение следующих мероприятий в сфере экономического развития:
- снятие инфраструктурных ограничений,
- определение приоритетов и перспективных направлений экономического развития территории,
- повышение инвестиционной привлекательности.
С целью повышения инвестиционной привлекательности и развития курортного сектора и производственного комплекса поселения проектом определены конкурентные преимущества планируемой территории, выявлены зоны первоочередного освоения, учитывающие особенности и интересы территорий, потенциальных застройщиков (инвесторов) и создающие узловые точки развития – инвестиционные зоны, площадки и участки высокой привлекательности.
Генеральным планом был проведен анализ существующего положения территории Григорьевского сельского поселения, на основании которого были выявлены зоны с разными типами развития территории и определены наиболее приоритетные направления развития муниципального образования.
В настоящее время сдерживающими факторами развития экономики Григорьевского сельского поселения выступают сложившиеся инженерные и транспортные инфраструктурные ограничения. В связи с этим, для устойчивого развития экономики генеральным планом рекомендуется проведение комплекса мероприятий к 2015 году по снятию инфраструктурных ограничений и решению имеющихся проблем в сфере инженерного оборудования, а также необходимо развитие социальной инфраструктуры с учетом прироста населения.
Опираясь на поставленные цели и задачи, анализ существующего положения экономики поселения, сильные, слабые стороны, возможности для развития, природно-ресурсную и экономическую базу муниципального образования генеральным планом определены следующие нижеперечисленные приоритеты и перспективные направления экономического развития территории.
Предлагается решение первоочередных имеющихся проблем в инженерной инфраструктуре, обеспечение поселения достаточными (в соответствии с расчетами) мощностями энерго-, водо-, и газообеспечения с учетом увеличения численности населения и строительства новых производственных объектов на проектируемых территориях. Необходимо развитие транспортной сети и системы внешних связей населенных пунктов. Указанные мероприятия увеличат инвестиционную привлекательность территории, обеспечат возможность реализации новых инвестиционных проектов и строительства новых производственных объектов, что в последующем создаст новые рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджет.
Обеспечение населения сетью объектов обслуживания согласно действующим нормативам является главным условием повышения уровня благосостояния и комфортности проживания граждан и создаст необходимые предпосылки для формирования положительного имиджа территории и привлечения в муниципальное образование граждан Российской Федерации из других регионов на постоянное место жительство. Реализацию данного направления рекомендуется обеспечить после снятия инженерных ограничений и достижения заметного экономического роста отраслей реального сектора экономики.
Развитие санаторно-курортного комплекса. Григорьевское сельское поселение имеет все условия для развития на своей территории туристско-рекреационного сектора экономики. Основное направление для развития туризма — это экологический туризм. Основные «точки роста» туристической индустрии — свободные от рекреационных и иных объектов участки с уникальным ландшафтом и природными ресурсами. На этих участках возможна реализация инвестиционных проектов курортно-рекреационной направленности (создание баз отдыха и других средств размещения с организацией экскурсионных показов достопримечательностей, туристско-экспедиционных маршрутов, конных и пеших прогулок, джиппинга, экотуризм и т.д.). На территории поселения возможно создание зарыбленных прудовых комплексов и охотничьих баз с организацией спортивной рыбалки и охоты. Наиболее перспективной для размещения курортно-туристских объектов является ст-ца Ставропольская. Основными задачами развития данного направления являются - стимулирование строительства новых средств размещения и повышение организационно-технологического и сервисного уровней.
Развитие лесопромышленного комплекса. Возможно создание новых инвестиционных площадок с размещением комплекса предприятий на основе максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины — от пиломатериалов до производства высококачественной мебели и комплектующих.
Развитие агропромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса возможно через реализацию инвестиционных проектов в области животноводства и растениеводства.
Стратегическими задачами развития комплекса являются развитие сельского хозяйства и инфраструктуры рынка АПК, удовлетворение потребностей населения путем увеличения объемов произведенной сельскохозяйственной продукции, создание на территории района предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и организация на территории рассматриваемого поселения системы сбыта данной продукции.
Решение данных задач должно реализоваться посредством участия поселения в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в рамках которого будут осуществляться стратегические действия по следующим основным направлениям:
- восстановление позиций АПК поселения, утраченных в 1990-е годы (по урожайности в растениеводстве, животноводстве);
- создание условий для развития малых форм хозяйствования (ЛПХ, КФХ);
- стимулирование создания личными подсобными и крестьянскими фермерскими хозяйствами сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
- образование миницехов по заготовке и переработке сельхозпродукции, фруктов, овощей и т.д.
Одним из приоритетов сельского хозяйства является дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства преимущественно за счет развития малых предприятий, предпринимательства и малых форм хозяйствования (крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств), а также техническое обеспечение и перевооружение агропромышленного комплекса.
Развитие малого предпринимательства. Поселение характеризуется низкой предпринимательской активностью. Несмотря на невысокий уровень развития малого бизнеса, именно он способен обеспечить рост доходов населения, улучшить качество его жизни, создать новые рабочие места, а также достаточно быстро дать дополнительные доходы в местный бюджет.
Поэтому важным направлением экономического развития поселения является формирование предпринимательского потенциала, создание малых и средних предприятий в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности (в том числе пищевой), потребительской сфере (розничная торговля, общественное питание, бытовые и др. платные услуги) и обеспечение их необходимой инфраструктурой. В качестве одного из инструментов создания предпринимательского потенциала на территории поселения (увеличение числа малых предприятий, их оборота производимой продукции и доли занятого в малом бизнесе населения) является создание бизнес-инкубатора — организации, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.
Однако, учитывая, что создание бизнес-инкубатора в рамках одного поселения будет недостаточно неэффективным по причине невысокой численности населения муниципального образования наиболее предпочтительным является выбор одного из вариантов решения данной задачи:
- информирование населения о работе районного бизнес-инкубатора и привлечение молодых и инициативных людей к участию в его деятельности;
- создание в поселении филиала бизнес-инкубатора районного уровня;
- создание совместно с Смоленским и Новодмитриевским сельскими поселениями бизнес-инкубатора межпоселенческого уровня.
Основной задачей бизнес-инкубатора является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий. Его роль состоит не только в создании новых малых предприятий на территории муниципальных образований (так называемых «старт-апов»), но и в поддержке уже действующих предпринимателей (за счет оказания услуг, включая маркетинговые исследования, консультации, бизнес-услуги и т.п.). Эта роль инкубатора — как бизнес-центра и бизнес-консультанта — очень важна для небольших муниципалитетов, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности.
Стоит отметить, что при участии муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере, в частности, содействуя занятости населения и, косвенным образом, росту доходной части муниципального бюджета. Поддерживая начинающих предпринимателей, бизнес-инкубаторы занимаются непосредственным созданием новых предприятий и рабочих мест.
Как отмечалось выше, развитие предпринимательства повышает инвестиционную привлекательность территории, а привлечение инвесторов является одной из основных задач муниципалитетов. Однако при решении этой проблемы большинство из них сталкивается с рядом серьезных трудностей. С одной стороны, в Краснодарском крае присутствуют все необходимые элементы финансовой инфраструктуры — банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фонды по поддержке предпринимательства. С другой стороны, доступ к инвестиционным ресурсам на хороших условиях в большинстве случаев имеют только средние и крупные предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, а у начинающих предпринимателей практически нет шансов привлечь финансовые ресурсы для своих проектов на «разумных» условиях, и они вынуждены искать дополнительные источники финансирования. В такой ситуации бизнес-инкубатор может оказать начинающим предпринимателям содействие в привлечении кредитов и займов, использовав следующий механизм: выступив в качестве гаранта возврата кредита, инкубатор контролирует целевое использование средств, а предприниматель с первых шагов получает знания о работе с традиционными источниками финансирования.
С другой стороны, бизнес-инкубаторы могут оказать помощь инвесторам, консультируя их по вопросам приоритетности развития тех или иных видов бизнеса на территории муниципального образования, или предлагая им конкретные инвестиционные проекты, разработанные предпринимателями и прошедшие соответствующую экспертизу. Также инкубаторы могут самостоятельно инициировать создание предприятий по выпуску совершенно новых продуктов или услуг в результате изучения тенденций развития рынка, знания опыта работы в других муниципалитетах и регионах и обмена информацией с муниципальными властями.
Иными словами, все вышесказанное свидетельствует о том, что создание и функционирование бизнес-инкубаторов является действенным инструментом повышения эффективности муниципальной политики, как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере реализации социально-экономической политики муниципального образования.